Подробнее

Основы и принципы разработки мобильных приложений

Основы и принципы разработки мобильных приложений

Каждый год популярность мобильных приложений только растет — с помощью нескольких нажатий пальцем мы заказываем продукты и одежду, покупаем авиабилеты и записываемся на прием к врачу. Если вы уже  хотите разработать приложение, сейчас самое время для его создания — удобный, быстрый и бесконтактный сервис в следующие несколько лет будет как никогда кстати.

В статье рассказываем про основные этапы и принципы разработки приложений — от аналитики и тестирования до выхода на рынок.

Photo by Christopher Gower on Unsplash

Основные стадии разработки мобильного приложения

Первый шаг в любом проекте – это тщательное планирование и изучение вашего бизнеса, вашей аудитории и ваших конкурентов. Чем лучше вы проведете исследование, тем меньше проблем и переделок у вас будет в дальнейшем.

Аналитика

Исследование включает в себя определение целей бизнеса, изучение аудитории и каналов коммуникации, а также анализ конкурентов для определения правильного позиционирования. Анализ обычно включает в себя интервью с руководством и клиентами, фокус-группы и экспертные оценки.

Такая подготовка поможет собрать все требования и упаковать их в понятные визуальные модели: схемы бизнес-процессов, майнд мэп, пути пользователей, чтобы определить основы для разработки и перейти к прототипу.

Варианты монетизации

Приложение — еще один способ увеличить прибыль, так что еще на берегу продумайте схему монетизации, чтобы учесть ее при создании интерфейса.

Определиться с монетизацией помогут наводящие вопросы:

  • Какую проблему решает сервис?
  • За какие возможности люди готовы будут заплатить?
  • Сколько у вас есть времени для монетизации? Можно ли подождать, чтобы набрать базу клиентов?

Какие способы монетизации бывают:

  • Реклама. Аудитория бесплатно использует продукт, но взамен вы показываете им объявления от рекламодателей.
  • Платные функции. Помимо основных функций приложения, реализованы дополнительные возможности, которые доступны только после оплаты. Например, доступ к новой локации в игре или скрыть анкету и рекламу в дейтинг-сервисе.
  • Платное скачивание. В этом случае оплата поступает при первом контакте, но для начала создается высокий спрос: ваше предложение должно быть уникальным и полезным. Такой вариант часто используют создатели корпоративных платформ и программ для обработки фото и видео.
  • Покупки. Люди платят за реальные и виртуальные товары — одежду и технику для себя или игровых персонажей, валюту внутри игры или другие возможности.
  • Подписка. После знакомства с бесплатным контентом возможна подписка на дополнительный, чтобы получать больше информации. Такой подход используют платформы с подкастами, медиа и узкопрофильными материалами.
  • Вознаграждение за действия. Человек получает бонусы за определенную активность: просмотр видео, следование правилам или прохождение опроса. В итоге выигрывают все стороны: рекламодатель рассказывает о своем бренде, разработчики получают премию, пользователи — вознаграждения.

Продвижение

Без маркетинговой стратегии даже самые многообещающие проекты канут в Лету. Уделите внимание продвижению на начальном этапе, чтобы к моменту реализации приложения оно уже было в списке желаний клиента.

Реклама может осуществляться с помощью целевой рекламы, нативных СМИ и постов в блогах, партнерских программ и вирусных методов. Составьте профиль вашей аудитории, изучите методы продвижения ваших конкурентов, разработайте собственную стратегию и меняйте ее в зависимости от ситуации.

Техническое задание в процессе создания мобильного приложения

После анализа и выработки стратегии развития начинается процесс разработки приложений для Android и iOS, при этом на ранних этапах рассматривается техническая документация и условия контракта.

Обычно в нем прописываются:

  • Цели проекта.
  • Пользовательские истории и карта путешествия человека — описывают, какие задачи будут решать люди с помощью сервиса, и как они будут это делать.
  • Обязательные функции.
  • Технические требования к интерфейсу, производительности, роли пользователей, безопасности.
  • Реализация функциональности: UX и UI дизайн.
  • Этапы разработки.
  • Время, необходимое, для всех работ.
  • Бюджет.

Документ с требованиями к интерфейсу помогает дизайнерам и разработчикам понять, чего хочет клиент и как этого добиться: чем подробнее ТЗ, тем больше вероятность получить то, что действительно нужно, и избежать бесконечных правок.

Чаще всего студии разработки помогают с подготовкой ТЗ. Например, в TEAM500 мы всегда проверяем ТЗ на соответствие требованиям платформ и разрабатываем его с нуля, если у вас не хватает на него времени или возникли какие-то сложности.

Организация команды

Обычно в состав выделенной проектной команды входят: тестировщик, UXUI дизайнер, мобильные разработчики, — количество зависит от масштаба проекта — и проектный менеджер, который организовывает работу команды.

В компании TEAM500 мы не используем аутсорсинг. Это связано с тем, что мы предпочитаем выполнять работу в течение длительного времени и хорошо общаться внутри команды. Такой подход имеет значительные преимущества. Каждый сотрудник сосредоточен на конечном продукте и заинтересован в том, чтобы хорошо выполнять свою работу.

Создание дизайна и прототипа

На этом этапе UX/UI-дизайнер выстраивает логику взаимодействия между экранами регистрации и аутентификации, ввода данных, личного кабинета, корзины, оплаты и отслеживания заказов. Разработайте будущий внешний вид и оформление сервиса в соответствии с техническим заданием и фирменным стилем. Подберите цвета, шрифты, иконки, кнопки, push-уведомления, слайдеры и т.д.

После согласования дизайна, дизайнер готовит прототип (если это не было сделано на этапе подготовки ТЗ) — в нем воспроизводится базовая логика, структура и функционал.

Обычно прототип создается в виде экранов на каждом этапе пользовательского пути. Это еще не готовый продукт, но он помогает выстроить фундамент и протестировать его функциональность, чтобы уже на начальном этапе исправить ошибки и улучшить пользовательский опыт.

Подробнее о прототипах в этой статье.

Photo by Charles Deluvio on Unsplash

Разработка

Самой трудоемкой частью процесса является этап написания кода и построения архитектуры, который можно разделить на back-end и front-end разработку. Мобильные разработчики должны быть вовлечены в каждый этап процесса, чтобы узнать концепцию и уникальность проекта, оценить осуществимость идеи и реализовать пожелания заказчика.

На этом этапе Front-end программисты разрабатывают продуманный и протестированный клиентский интерфейс и логику платформы.

Back-end разработчики создают серверы для хранения и обмена информацией. Специалисты пишут код, выбирают язык программирования для размещения сервера и API, а также создают систему управления базой данных. Чем лучше выбор параметров, тем быстрее работает приложение.

Разработка может быть реализована несколькими способами:

  • Нативная. Разрабатывается отдельное приложение для каждой мобильной платформы. Этот способ самый дорогой, но надежный: вы получите полную поддержку от сторов, а интерфейс будет работать быстро и выглядеть максимально органично.
  • Кроссплатформенная. Разработчики используют универсальный код под все платформы, но операционная система все равно запускает его как нативное. Самый оптимальный вариант в плане «цена-качество».

Подробнее о плюсах и минусах нативной и кроссплатформенной разработки писали в этой статье.

Тестирование

Некоторые компании выделяют тестирование в отдельный этап и досконально проверяют приложение только перед релизом.

Мы считаем, что приложения должны тестироваться на каждом этапе разработки, то есть когда все функции уже готовы. Лучше потратить время на исправление ошибок до релиза, чем получать негативные отзывы о странице каждый час после ее публикации в магазине. Поэтому мы тестируем каждую страницу как можно чаще.

Публикация

Перед публикацией приложения необходимо тщательно изучить правила Google Play Store и Apple App Store, подготовить скриншоты страниц, маркетинговый план и описание. После загрузки магазин проверит всю информацию, актуальность проекта и даст свое заключение о том, стоит ли публиковать приложение или нет. Если все пройдет успешно, приложение будет доступно для загрузки через несколько дней.

С публикацией могут возникать трудности, поэтому действительно важно ознакомиться со всеми правилами магазинов. В AppCraft проектные менеджеры не оставляют клиентов со всем этим наедине: помогают с публикацией приложения и консультируют по всем вопросам, связанным с регистрацией аккаунтов в магазинах, требованиями к материалам и их форматам.

Доработка и техподдержка

После активации вы сможете проанализировать, какие разделы наиболее популярны, а какие – наименее, сколько людей совершили целевые действия и какие страницы стоит улучшить. Тщательное изучение и обработка поступающих данных позволяет улучшить приложение и удалить ненужные функции. Процесс анализа практически бесконечен и требует технической поддержки, чтобы понять текущие проблемы, быстро их решить, оптимизировать и улучшить приложение.

В TEAM500 гарантийная поддержка кода — 12 месяцев. Мы полностью передаем заказчику права на приложение, но продолжаем мониторить системную аналитику и оперативно устраняем неполадки в приложении, если они вдруг возникают.

Может быть полезно

Статья: Стоимость разработки мобильного приложения для iOS и Android на заказ в 2021 году.

Статья: Чеклист разработки и запуска мобильного приложения.

Статья: Нативная или кроссплатформенная разработка? Наглядное сравнение.

В этой статье писали о особенностях разработки приложений android с нуля.

Описанные этапы — классический вариант процесса разработки, но мы всегда обсуждаем этот процесс отдельно с каждым новым клиентом. Потому что для нас важно синхронизироваться с заказчиком и сделать так, чтобы процесс разработки был удобным и понятным.

В TEAM500 мы занимаемся всеми этапами разработки от аналитики (базовой первичной аналитики или глубоких исследований) до релиза и обеспечиваем оперативную техподдержку. За более, чем 20 лет мы создали несколько собственных проектов и больше 200 мобильных приложений для клиентов — мессенджеры, корпоративные решения, банковские системы, e-commerce и соцсети.

Если вы думаете, что вам нужно мобильное приложение, подумайте еще раз. Решает ли оно вашу проблему? Есть ли в нем что-то, чего нет в вашем существующем продукте? Готовы ли вы продвигать и поддерживать его? Если вы сомневаетесь, свяжитесь с нами. Мы будем рады поделиться нашим опытом и знаниями. Если вы уверены в своем решении, напишите нам тоже. Мы проконсультируем вас по всем вопросам и поможем превратить ваши идеи в полноценные продукты, поддерживать связь с вашими клиентами и увеличивать вашу прибыль.

500 333 Валентин Бутюгин
Валентин Бутюгин

Валентин Бутюгин

Управляющий партнер Team500

Все истории от автора: Валентин Бутюгин

    Email

    Краткое описание задачи