Язык программирования — это набор формальных правил, по которым пишется код для приложений. Сейчас языков разработки приложений много, а выбор конкретного метода зависит от ваших целей и возможностей, операционной системы, типа приложения и требований к нему.
✅ Знание языков для создания мобильных приложений полезно не только для разработчиков, но и для заказчиков, которые хотят лучше понимать процесс работы над проектом и знать, какой язык выбрать для своего приложения. В этой статье описаны основные языки программирования для разработки мобильных приложений для iOS и Android.
Kotlin
Kotlin — язык программирования для создания приложений под Android, рекомендуемый Google. Он был создан в 2010 году международной компанией JetBrains, которую основали петербургские программисты, для преодоления недочетов Java и используется для написания кода почти всех новых приложений на Android.
Kotlin давно пользуется доверием программистов и стал отраслевым стандартом разработки для Android.В 2019 году Google объявил Kotlin предпочтительным языком для разработки приложений для мобильных операционных систем, что означает, что все инструменты, компоненты и API, означающие, что он будет поддерживаться компанией предпочтительнее других языков.
Kotlin нашёл применение и в серверной разработке, где начал теснить позиции Java. В последние годы также развивается Kotlin Multiplatform Mobile (KMM) – кроссплатформенная версия языка Kotlin, позволяющая создавать общую бизнес-логику iOS и Android-приложений.
Преимущества:
- Позволяет обходиться меньшим количеством кода, чем на Java. Чем меньше текста, тем меньше в нем ошибок.
- Kotlin взаимозаменяем с Java, поэтому разные части интерфейса могут быть написаны на разных языках, но при этом отлично работать. Это помогает создавать более эффективные и высокопроизводительные программы.
- Безопасность. Все синтаксические ошибки и баги, связанные с неправильным обращением к объектам, можно найти и исправить во время сборки. Это упрощает тестирование.
- Программы на Kotlin могут использовать фреймворки и библиотеки, написанные на Java.
Недостатки:
- Скорость сборки приложений на Kotlin немного ниже, чем у приложений на Java.
- Кроссплатформенная версия языка (KMM) пока не получила широкого распространения и уступает другим кроссплатформенным решениям.
Swift
Swift — язык программирования от Apple, на котором можно создавать приложения для iOS, Apple Watch и Apple TV. Swift не только перенял все возможности Objective С, но и был наделен новыми функциями, которые упрощают написание и реализацию кода:
Преимущества:
- Высокая скорость — доходит до уровня C++.
- Простой для чтения синтаксис и код. По логике он напоминает английский язык.
- Повышенная безопасность, если сравнивать с Objective С.
- Упрощенный способ исправления ошибок в коде.
- Стабильность за счет библиотек, которые автоматически связываются с обновленной версией и присоединяются к приложению.
- Обеспечивает безопасное управление памятью.
Недостатки:
- Swift используется преимущественно для разработки под устройства Apple. Других применений у языка практически нет, за очень редкими исключениями. Это ограничивает его популярность.
- Плохая совместимость с предыдущими версиями языка.
- Для разработки обязательно требуется техника Apple.
Java
До 2018 года он был основным языком для создания приложений для Android, и даже в 2022 году он все еще используется разработчиками для поддержки старых проектов. Хотя сам язык не потерял популярности в IT-индустрии, важно отметить, что сейчас он гораздо чаще используется для back-end разработки. Новые приложения для Android редко пишутся на этом языке.
Статья: Что такое нативная и кроссплатформенная разработка
Преимущества:
- Естественный код для Android. Сама ОС частично тоже написана на Java, а ядро составляют Linux и собственная виртуальная машина Virtual Machine.
- Позволяет легко масштабировать и обновлять проекты за счет объектно-ориентированного кода.
- Большое количество готовых инструментов, которые по умолчанию совместимы с Java, что тоже увеличивает скорость разработки.
- На языке Java можно разрабатывать не только мобильные, но и серверные, настольные, системные и другие приложения. Поэтому язык Java знают больше программистов.
Недостатки:
- Программы на Java больше подвержены ошибкам, чем на Kotlin.
- Программы получаются достаточно многословными, что усложняет их чтение.
- Новые библиотеки для Android-разработки в первую очередь ориентированы на Kotlin, а не на Java.
Objective С
Objective С начали использовать в 80-х годах 20 века. Он был создан на основе C и Smalltalk, а в 2008 году Apple выпустил iPhone SDK 2.0, позволяющий создавать программы для iOS. Сначала его считали надстройкой к С, но когда его лицензировали NextStep и Apple, Objective С стал официальным языком всех интерфейсов под iOS.
В 2014 году вышел более мощный Swift, который взял себе все лучшее от Objective-C, но был лишен его недочетов. Сейчас большинство программистов выбирают Swift, но Objective С все еще используется для поддержки Legacy проектов.
Преимущества:
- Существует много документации, которая упрощает работу.
- Совместим со Swift.
Недостатки:
- Невысокая производительность по сравнению со Swift.
- Сложный синтаксис.
Dart
Dart представляет собой язык программирования общего назначения от компании Google, разрабатываемый с 2011 года. Изначально он предназначался для разработки веб-приложений.
Все изменилось в 2017 году с выходом первой версии Flutter, набора средств разработки с открытым исходным кодом и фреймворка для создания мобильных приложений для Android и iOS, веб-приложений и настольных приложений для Windows, macOS и Linux. Flutter теперь использует Dart в качестве языка программирования.
Flutter и лежащий в его основе язык Dart активно развиваются, перенимая лучшие идеи из Kotlin, Swift и других языков программирования. Сегодня Flutter является одним из самых популярных фреймворков среди разработчиков кроссплатформенных приложений.
Преимущества:
- Простой в освоении язык программирования, одинаково удобный для программистов, ранее писавших нативный код для Android, iOS или веб-приложений.
- Высокая производительность относительно большинства других кроссплатформенных фреймворков благодаря компиляции в нативный код для целевой платформы.
- Возможность писать единый код для любой платформы.
- Несмотря на свою молодость, Flutter и Dart уже завоевали большую популярность среди программистов, поэтому для данного фреймворка адаптировано множество библиотек, инструментов, можно легко найти документацию и примеры.
Недостатки:
- Число специалистов, знающих Flutter, растёт, но пока уступает количеству нативных программистов.
- Язык Dart пока уступает в гибкости языку Kotlin, хотя и здесь отставание сокращается.
JavaScript
JavaScript – один из самых популярных языков программирования в мире. Он используется для создания интерактивных веб-страниц, мобильных приложений и даже в серверной разработке.
В контексте мобильных приложений JavaScript применяется в React Native React Native – это кроссплатформенный фреймворк с открытым исходным кодом для разработки мобильных и настольных приложений React Native поддерживает такие платформы, как Android, iOS, macOS, web, Windows и UWP, позволяя разработчикам создавать приложения, использующие функциональность библиотеки React вне браузера и имеющие полный доступ к системным API платформы. Библиотека React доступна на следующих языках.
Преимущества:
- Легкость освоения React Native за счет языка JavaScript.
- Большая распространенность: до половины кроссплатформенных приложений разрабатываются на React Native.
- React Native поддерживает интеграцию в уже существующие приложения — например, часть интерфейса мобильного приложения может быть реализована на React Native, а часть — при помощи чисто платформенных средств.
Недостатки:
- Производительность приложений на React Native уступает приложениям на Flutter.
- Простота языка разработки негативно сказывается на защищенности от ошибок, по сравнению с более строгими языками.
Выбор языка программирования зависит от OC, задач приложения и способа разработки, который вы выберете.
В TEAM500 мы разрабатываем нативные приложения для iOS и Android. За 10 лет собрали в портфолио более 200 проектов: корпоративные решения, соцсети, банковские системы, мессенджеры и e-commerce и не планируем останавливаться 🙂
В любом проекте мы стремимся создать работающий продукт, который решит задачи клиентов и увеличит прибыль. Если вы хотите разработать быстрое и функциональное мобильное приложение — оставьте заявку и мы с вами свяжемся, чтобы обсудить детали.