Подробнее

Основные ошибки и риски при разработке мобильного приложения

Основные ошибки и риски при разработке мобильного приложения

Содержание

  1. Слишком много функционала
  2. Игнорирование различий между iOS и Android
  3. Плохая архитектура бэкенда
  4. Дизайн для себя, а не для пользователей
  5. Нет маркетинговой стратегии
  6. Не организовано тестирование
  7. Нет обратной связи с клиентами
  8. Нет поставленных целей
  9. Отсутствие гибкости
  10. Агрессивная монетизация

Разработка мобильных приложений на заказ, как и постройка дома, и проектирование нового автомобиля, имеет множество нюансов.

Базовые правила очевидны: не делать плохой дизайн, интерфейс должен быть удобен для пользователей, багов быть не должно. Вместе с тем, ряд ошибок повторяется снова и снова. И эти ошибки влекут за собой риски при разработке мобильного приложения.

По нашему опыту наиболее часто встречаются следующие ошибки:

1. Слишком много функционала

Мы работали с множеством заказчиков , которые по разному относятся к деталям, отличаются внимательностью и характером. Они работают так:

  1. Определяются с идеей;
  2. Неделю собирают весь возможный функционал, который можно реализовать;
  3. Еще неделю выбрасывают все лишнее;
  4. Начинают с одного-двух оставшихся пунктов.

Критерий для отбора очень простой. Если на вопрос “Сможет ли без этой функции пользователь все-таки решить основную проблему?” ответ положительный, то фича отбрасывается мгновенно без всяких размышлений.

Функционал мобильного приложения в начале разработки должен быть простым
Начинать с такого объема функционала – не очень хорошо

Какой риск при разработке мобильного приложения в данном случае: наше мышление склонно к привыканию. В случае с продумыванием архитектуры, изначальный функционал через некоторое время уже не кажется таким эффектным и достаточным. Постоянно хочется добавить что-то еще, регулярно приходят новые мысли.

Но чем больше функций, тем сложнее разрабатывать продукт. Это означает больше времени, больше неповоротливости и больший отрыв от рынка.

Мобильное приложение должно оказаться на телефонах пользователей как можно быстрее. Чем быстрее вы начнете получать обратную связь от клиентов, тем выше шансы на успех. Если эта цель достигнута – доработать функции не составит труда.

2. Игнорирование различий между iOS и Android

iOS и Android – разные операционные системы. Они имеют разные подходы к дизайну, навигации, монетизации и другим сторонам пользовательского опыта. Если вы задумываетесь о создании приложения для iphone, например, то стоит обратить на это внимание.

iOS и Android имеют разные принципы построение дизайна
Системы навигации iOS и Android существенно отличаются

Кроссплатформенные решения или нативная разработка – отдельный вопрос, свои мысли о котором мы подробно описывали в этой в этой статье.

Однако помимо технологий мобильной разработки, нужно учитывать и другие аспекты:

  1. Android устройства имеют физические навигационные кнопки, iOS девайсы – нет;
  2. Разработка андроид приложений подразумевает, что интерфейс Android строится на основе Material Design, имеющего глубокую концепцию. Принципы iOS интерфейса проработаны, в том числе, и с учетом аппаратных особенностей устройств. Они подробно описаны в Apple Human Interface Guidelines. Эти принципы построения UI/UX несколько отличаются.
  3. Эти операционные системы имеют разную аудиторию, которую нужно анализировать для каждой ниши. Для какого-то приложения распределение типов ОС будет 50/50. Для другого 10/90;
  4. Монетизация строится по-разному. Пользователю Android сложно продать подписку, в то время как к рекламе он гораздо более терпелив. В iOS развиты глубокие продажи, когда подписка продается несколько раз со все более расширенными опциями;
  5. iOS устройства обновляются массово, в то время как версии Android сильно фрагментированы: порядка 30% девайсов используют Android 8.0 и более ранние, выпущенные до 2017 года.

Какой риск при разрабlt в данном случае: Игнорирование особенностей разработки приложений для Android и iOS возможно только в том случае, если первый этап тестирования прототипа позволяет подтвердить гипотезу без создания полноценного мобильного приложения. Полноценное приложение должно учитывать все различия платформ. Ведь кто захочет пользоваться приложением, которое кажется другим?

3. Плохая архитектура бэкенда

Часто бывает так, что в проектировании делается акцент прежде всего на то, что видно. Это понятно и естественно.

Однако бэкенд – серверная логика, структура базы данных, набор подключаемых внешних сервисов – имеют не менее важное значение.

Сами выбранные языки программирования при этом не имеют особого значения, на любой из современных технологий можно сделать хороший софт.

Какой риск при разработке мобильного приложения: Есть шанс создать приложение, которое не будет выполнять важных функций, или будет выполнять их из рук вон плохо. Важна именно продуманность серверной архитектуры. Не забывайте, пожалуйста, и про этот пункт, каким бы скучным и далеким он ни казался.

4. Дизайн для себя, а не для пользователей

Дизайн мобильного приложения – один из краеугольных камней всего процесса разработки продукта. Это единственная видимая часть результатов всей работы.

Наиболее частая ошибка в дизайне – подстраивать интерфейс под свой вкус.

Мы делаем продукт не для себя. Мы делаем его для пользователей.

Дизайн мобильных приложений стоит разрабатывать для пользователей, а не для себя
Вам может нравиться ваш дизайн. Пользователям – нет.

Поэтому, прежде всего, нам необходимо понять нашу аудиторию. Их чувства, предпочтения и восприятие продуктов и услуг, в которых мы заинтересованы. Затем мы можем предложить им хорошие решения и проверить, насколько хорошо они работают.

Японцы при выборе иконки для приложения делают, например, так. Предлагают трем-пяти дизайнерам сделать свою работу, включая анализ аудитории. Далее закупают рекламу, ведущую на лендинг готовящегося приложения, используя все эти иконки. На какую больше кликают – ту и выбирают.

Какой риск при разработке мобильного приложения: использовать бюджет на то, что не будет пользоваться спросом. Люди в любом случае будут пользоваться тем, что нравится им, а не вам. Вопрос кто быстрее либо угадает, либо создаст нужные эмоции.

5. Нет маркетинговой стратегии

Продумывать маркетинговую стратегию, хотя бы в общих чертах, необходимо до написание технического задания. Это важно.

Мобильное приложение – это инструмент. Маркетинг – это способ его использования. Нельзя сначала сделать какую-то штуку, что-то среднее между молотком и пассатижами, а потом искать ей применение. Инструмент делается всегда под конкретную задачу.

Какой риск при разработке мобильного приложения: приложение окажется ненужным конечному пользователю. Или о вашей разработке никто не узнает. Способ продвижения приложения, варианты взаимодействия с аудиторией, каналы общения с пользователями, используемые аналитические и рекламные инструменты – все это должно быть заложено в начальной версии технического задания.

Придумывать способы продвижения после того, как мобильное приложение уже находится в сторах – плохо.

6. Не организовано тестирование

Речь не о тестировании на наличие ошибок в коде – это само собой разумеющееся.

Часто пропускают именно методологию тестирования гипотезы. После публикации мобильного приложения в App Store и Google Play дается реклама и на ее основе через какое-то время делаются выводы.

При разработке мобильных приложений особое внимание нужно уделать продуктовому тестированию
Продуктовое тестирование – важнейший элемент разработки

Правильное же тестирование включает в себя следующие этапы:

  1. На основе маркетинговой стратегии закупаются небольшие когорты (группы) пользователей, которые имеют четкие различия, но при этом попадают в целевую аудиторию. Например, мужчины 22-26 и 27-32 лет, интересующиеся спортом и имеющие семью, в трех разных городах миллионниках;
  2. Анализируется поведение пользователей в каждой когорте: как часто они пользуются приложением, сколько стоило их привлечение, купили ли они предоставляемые товары или услуги, решили ли свои проблемы;
  3. Продолжается работа с наиболее живой когортой: в мобильное приложение вносятся необходимые изменения, она более мелко дробится;
  4. Возвращаемся на п.1 до тех пор, пока либо затраты на одного пользователя не станут меньше приносимой прибыли на заданном промежутке времени, либо гипотеза не будет признана несостоявшейся.

Какой риск при разработке мобильного приложения: Публикация мобильных приложений – только самое начало пути по созданию продукта. Без тестирования сложно понять, куда двигаться дальше и, в конечном итоге, получить прибыль.

7. Нет обратной связи от клиентов

И на этапе тестирования, и на этапе первых шагов развития, необходима качественная и удобная обратная связь с пользователями.

Любой человек, у которого возник вопрос, должен получить возможность в полклика его задать. Ответ должен быть быстрым и решающим проблему.

Организация обратной связи при разработке мобильных приложений необходима
Не стоит так смотреть на выпущенный продукт. Надо открыто общаться с клиентами.

Вам необходимо контролировать свои положительные и отрицательные эмоции таким образом, чтобы, с одной стороны, направлять свои реакции в нужное русло как можно более конструктивно, а с другой стороны, доносить до вас информацию как можно быстрее и с максимально возможным количеством деталей и контекста.

Какой риск при разработке мобильного приложения:  Отток пользователей, полное непонимание их истинных желаний, стагнация продукта. На первых порах особенно необходима связь с клиентами. Их вопросы, жалобы и отзывы помогут увидеть точки улучшения и развить ваше приложение. А пользователям обратная связь даст понять, что вам небезразличны их боли, потребности и мнения.

8. Нет поставленных целей

Все хотят, чтобы их приложения были популярными и востребованными. Однако без четко поставленных целей невозможно эффективно организовать свою работу или деятельность своей команды.

Цель – это конкретика. Что именно должно произойти через 3 месяца после запуска, чтобы вы посчитали мобильное приложение успешным?

Возможно, это десять тысяч пользователей, или месячный оборот в пятьсот тысяч рублей. Что бы это ни было – оно должно быть записано и разбито на промежуточные этапы.

Какой риск при разработке мобильного приложения: Когда нет поставленной цели, команде сложно фокусироваться на результате. Это, в свою очередь, ведёт к снижению рабочих показателей, прокрастинации и срывам всех дедлайнов.

9. Отсутствие гибкости

Как известно, между упрямством и упорством существует тонкая грань. Разница заключается в обосновании причин, по которым человек продолжает упрямиться. Если она логична и обоснована, то это последнее.

Рынок часто меняется, являясь продуктом эмоций людей, которые по определению нестабильные. Мы тоже меняемся: на что-то смотрим по-другому, получая дополнительную информацию, где-то меняем мнение исходя из опыта.

Можно, конечно, и напролом двигаться, но лучше чаще смотреть по сторонам

Если в какой-то момент мы обнаружили, что нам придется повернуть назад, смириться с этим было нелегко. В конце концов, идея была нашим детищем, мы возлагали на нее большие надежды, и нам пришлось приложить много усилий, времени и денег.

Тем не менее, для движения вперед это необходимо. Какой-то функционал мобильного приложения придется выбросить, какой-то полностью переделать. Возможно изменение и всего направления приложения.

Какой риск при разработке мобильного приложения: Если упорно придерживаться первоначального плана, можно потратить время, деньги и силы на продукт, который морально устарел или не нужен рынку. Нужна гибкость ума и мужество, чтобы делать крутые повороты, не держась за идею до последнего, несмотря на все индикаторы окружающей действительности.

10. Агрессивная монетизация

Как мы часто пишем в своих статьях и новостных выпусках, основной актив современного IT рынка – это внимание.

Если у вас есть активная аудитория из ста тысяч человек, не приносящая сейчас ни копейки, она уже оценивается в значительную сумму – от $200 000 и больше в зависимости от демографии.

Не стоит монетизировать мобильное приложение в ущерб его росту
Монетизация не должна быть в ущерб росту. Иначе не будет вот так.

Это цена привлечения и удержания пользовательского внимания, которое можно конвертировать в прибыль многими способами.

Чтобы максимизировать объем актива, необходимо в первую очередь набирать аудиторию. Для этого нужно быстро и эффективно удовлетворять потребности как можно большего количество людей. Не в ширину аудитории, а в ее глубь.

Мобильные приложения не должны быть “для всех”. Оно должно быть предназначено для определенной группы пользователей, но как только вы установите связь с этой группой, вы должны как можно скорее получить массу только этих пользователей.

Какой риск при разработке мобильного приложения: Снижение потенциального актива и слабый рост приложения. Часто же бывает так, что с первых пользователей хочется заработать как можно больше. Да, желание вернуть инвестиции как можно скорее понятно, но бывает и так, что для развития продукту необходимо набрать критическую массу пользователей, а монетизация этого делать не позволяет.

Это не означает, что не стоит зарабатывать при старте. Но делать это нужно максимально аккуратно, чтобы удерживать баланс между ростом и прибылью.

Выводы

Сложностей в разработке мобильных приложений немало. Это комплексный, сложный, многогранный продукт. Вместе с тем по правилу Парето причиной 80% неудач является 20% наиболее частых ошибок.

Приведенный список – это как раз эти 20%.

На нашем сайте вы можете узнать об услугах разработки мобильных приложений, которые мы оказываем, а в блоге можете прочитать нашу статью о стоимости разработки приложения для ios и android. Давайте делать супер продукты вместе!

1200 800 Валентин Бутюгин
Валентин Бутюгин

Валентин Бутюгин

Управляющий партнер Team500

Все истории от автора: Валентин Бутюгин

    Email

    Краткое описание задачи