Итак, команды из разных стран, разных сфер и с разными подходами, но одинаково достигшие роста созданного IT продукта, с небольшими вариациями следовали такому плану (по порядку с комментариями, но далее будет и вариант с чекбоксами):
1. Понимание проблемы людей
Оказывается, все гораздо сложнее, чем можно себе представить. Если люди чего-то не делают или делают это менее оптимально, это не обязательно означает наличие проблемы. Например, может показаться, что безопаснее вызвать врача по видеосвязи, чем ехать в больницу. Это происходит потому, что для многих людей посещение больницы – это психологический ритуал, и телефонный звонок его не заменит.
2. Продажа продукта
Да, в наиболее успешных проектах это делают сразу. Даже MVP не нужен, чтобы продать продукт. Как правило, это получается с помощью лэндинга, промо ролика, личных встреч или социальных сетей – то есть тех путей, которыми наиболее быстро можно прийти к клиентам.
3. Привлечение аудитории
Это происходит еще до разработки первой версии. Как только продукт будет продан и у вас появятся первые подписчики, вокруг них начнет собираться сообщество, либо через ваш список рассылки, либо через подписчиков в социальных сетях. Однако одна из первых задач успешной команды – получить 100 подписчиков, которые активно интересуются разработкой.
4. Составление плана разработки MVP
Интересно, что предприниматели, запустившие успешные мобильные приложения, допускают столько же ошибок, сколько и те, кто потерпел неудачу в своем стартапе. Однако они тратят гораздо меньше усилий на каждую попытку. Они уже совершили ряд ошибок на предыдущих этапах, и хотя до первой попытки им еще далеко, они приходят к этому этапу с проверенной концепцией. С другой стороны, некоторые сразу же приступают к созданию MVP (иначе как они смогут показать его пользователям и инвесторам?).
5. Поиск подрядчиков
План разработки MVP – всегда более продуктовый, маркетинговый, нежели технический. Не столь важно, в каком виде предполагается реализовать MVP – сайт, кросс–платформенное или нативное приложение, использование уже полностью готового сервиса. Гораздо важнее – насколько быстро и качественно выбранное решение позволит проверить концепцию. В зависимости от технологий подбираются подрядчики: SMM–специалисты, программисты, копирайтеры, дизайнеры и т.д. В статье о стоимости разработки мобильных приложений можно просмотреть пример таблицы сравнения кандидатов.
6. Быстрый старт разработки
План по разработке должен быть максимально простым и прозрачным: как правило, спринтами по одной–две недели. Начинать надо с дизайна и его тестирования. И даже на этом этапе некоторые команды продолжают выбрасывать все лишнее – как показывает опыт, это гораздо важнее для успеха, чем придумывание нового функционала (вспомните первые версии Uber, Twitter, GMail и многих других продуктов).
7. Запуск предзаказов
Чувство командной работы укрепляется путем привлечения лидеров мнений, объяснения процесса разработки и консультирования их по конкретным вопросам (особенно по дизайну). Мобильные приложения на этом этапе публикуются и предзаказываются в Google Play и App Store.
8. Маркетинговая кампания
По сути начинается с самого первого шага: маркетинг есть в каждом этапе разработки. Однако пока программисты и дизайнеры трудятся над реализацией технической части, остальные участники команды фокусируются на партнерствах, договоренностях, переговорах со СМИ о будущих публикациях, раздают промо-коды. Это – самый важный этап после проверки гипотезы.
9. Тестирование и запуск продукта
Успешных стратегий здесь достаточно много, но, как правило, это мягкий запуск на уже привлеченной аудитории и тестовых закупках когорт по основным сегментам целевой аудитории. Тестируются разные города, разный возраст, вариации интересов.
10. Анализ обратной связи
В процессе разработки в сервис интегрируется несколько аналитических инструментов, позволяющих понять каждый шаг поведения пользователя. Важно понять действия разных групп людей, пришедших из разных источников. Далее – формирование плана следующего шага (тестирование других групп; правки в продукт; изменение нюансов маркетинговой стратегии).
Этот же список в виде чеклиста:
▢ Понимание проблемы людей ▢ Действительно ли проблема существует? ▢ Как сейчас люди решают эту проблему? ▢ Почему ваше решение будет лучше? ▢ Продажа продукта ▢ Продать продукт до реализации ▢ Тестирование разной аудитории ▢ Привлечение аудитории ▢ Создать лэндинг или группу ▢ Привлечь сто первых человек ▢ Постоянно вести коммуникацию ▢ Составление плана разработки MVP ▢ Выписать весь возможный функционал ▢ Убрать весь лишний функционал ▢ Спланировать обновления после запуска ▢ Поиск подрядчиков ▢ Переговорить минимум с пятью кандидатами ▢ Сравнить итоговые баллы ▢ Быстрый старт разработки ▢ Первая версия MVP за 2-4 недели ▢ Поэтапное улучшение MVP ▢ Сбор обратной связи ▢ Запуск предзаказов ▢ Продвижение страниц приложения ▢ Маркетинговая кампания ▢ Постоянная коммуникация с аудиторией ▢ Тестирование различных каналов ▢ Тестирование и запуск продукта ▢ Закупка контрольных когорт ▢ Анализ обратной связи ▢ Сбор фидбека с контрольных когорт ▢ Планирование следующего спринта
Ни один план не является идеальным, и, конечно, не существует универсального работающего рецепта для всех случаев. Однако есть определенная система подхода к разработке и запуску продукта, которая позволяет сэкономить силы, ресурсы и время, полностью сосредоточившись на главном – создании максимальной пользы клиентам.
Этот список основан на наших наблюдениях за тем, как работают самые успешные ИТ-предприниматели, и мы составили представление о такой системе. Мы учились на их опыте и надеемся передать его как можно полнее.